Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

Самоанализ педагогической деятельности

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 60

г. Ярославль

 

 

 

Самоанализ педагогической деятельности

учителя истории и обществознания

Баутиной Екатерины Николаевны

 

 

 

2012


Содержание

1. Цель профессиональной деятельности

2. Обоснование выбора УМК

3. Технологии и приемы обучения

4. Педагогика сотрудничества

5. Результаты освоения обучающимися  образовательных программ

6. Система оценивания обучающихся

7. Самообразование

8. Трудности в профессиональной деятельности

9. Классное руководство

10. Задачи профессиональной деятельности

 

 

1. Цель профессиональной деятельности

 

На современном этапе в России главная задача образования - его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В результате образования должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

 

Цель моей профессиональной деятельности, как учителя истории и обществознания согласуется с деятельностью нашего образовательного учреждения.

Я работаю над следующими проблемами – целями обучения:

  • воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
  • формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
  • формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества

.

В рамках достижения этих целей осуществляю:

- подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;

- использую элементы здоровьесберегающих  и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;

- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;

- активно участвую в работе Управляющего Совета школы в качестве заместителя председателя Совета,  принимаю активное участие в работе различных школьных комиссий, заседаний Большого Совета Обучающихся, в деятельности школьного музея «Родник»

- организую предметные, творческие и спортивные мероприятия уровня образовательного учреждения

За период, прошедший после последней аттестации, сделала следующее:

- систематизировала накопленный материал по теме «Игровые и информационно-коммуникативные технологии на уроках истории и обществознания»;

- создала свой Интернет сайт – historyteacher.ru

- прошла обучение на разнообразных курсах повышения квалификации по преподаванию истории и обществознания, в рамках подготовки к ЕГЭ и перехода на ФГОС в ГЦРО и ИРО Ярославской области.

 В 2012-2013 учебном году имею следующую нагрузку:

Классы

11

Всего часов

История

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

1,5

Элективный предмет «Основы политологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Элективный курс по обществознанию

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

0,5

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24,5




 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обоснование выбора УМК

 

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Русское слово». (См. программно-методическое обеспечение в разделе «Научно-методическая работа»).         

Основанием для выбора данных УМК послужили следующие критерии:

1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.

2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.

3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки

4. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

5. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.

6. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей дат, понятий, личностей.

Используя данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей.   

 

3. Технологии и приемы обучения

 

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.

С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:

  • развивающего обучения;
  • групповой способ обучения;
  • личностно – ориентированное обучение.

Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.

Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.

С 2011 года работаю над темой «Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, как способ достижения высокого качества образования». Эту методическую тему считаю наиболее актуальной в решении таких задач, как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных в информационной области. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.

Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.

Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:

- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- игра «Домино»;

- игра «Аукцион»

- работу с карточками «сорбонками»;

- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);

- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.

- восстановление логической цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- рассказ о событии по иллюстрации.

Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.

Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую  трудно усвоить материал урока.

В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.

 Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).

Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

 

4. Педагогика сотрудничества

 

Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.

Таким образом, вся моя работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.

На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.

 

 

5. Результаты освоения обучающимися  образовательных программ


Качество знаний по истории и обществознанию за последние 4 года - см. раздел «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений (аналитический отчет)»

Ежегодно учащиеся выпускных классов выбирают экзамены по моим предметам для итоговой аттестации. Результаты итоговой аттестации выпускников за последние 4 года – см. раздел «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений (аналитический отчет)».

Важным показателем в своей работе считаю тот факт, что в течение последних 4 лет двое выпускников связали свою будущую профессию с историей, выбрав исторические факультеты в ЯРГУ им. Демидова и ГПУ им. Ушинского. Пятеро выпускников выбрали обществоведческое направление, поступив на факультет социально-политических наук в ЯРГУ им. Демидова.

 

6. Система оценивания обучающихся

 

Другим важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я  ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более  конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания.

 Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным.  В результате такого подхода, на мои уроки всегда ходят с удовольствием.

 

7. Самообразование

 

В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Преподавание  истории и обществознания в школе»,  «Первое сентября», «Вестник образования» и во многих других в сети Интернет. Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.

В межаттестационный период 2007-2012 я прошла 5 курсов повышения квалификации и по истории и обществознанию. См. раздел «Общие сведения». В настоящее время посещаю курсы по работе с интерактивной доской (декабрь 2012 – январь2013), рассчитанные на 72 часа.

 

8. Трудности в профессиональной деятельности

 

Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени. Третья проблема связана с отсутствием учебников по обществознанию, которые бы в полной мере соответствовали государственному образовательному стандарту. Поэтому на обучающихся ложится огромная ответственность, так как они выполняют разнообразные самостоятельные задания по изучению теоретического материала по истории и обществознанию.

В данный момент планирую свою дальнейшую педагогическую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.

 

9. Классное руководство

 

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.  С 2006-2007 учебного года я являюсь классным руководителем. Сейчас мой класс – 11-й, веду его с 5-го класса. В этом учебном году в классе – 14 человек, 3 – мальчики. Это основная трудность в моей работе, как классного руководителя.

На протяжении всей учебы в школе, мой класс всегда принимал самое активное участие в жизни школы, защищал честь школы на муниципальном и городском уровне в мероприятиях спортивного, интеллектуального и творческого характера. Ученик моего класса Худоян Торун с 2011 года является президентом школы, ученица Анна Юнок – член Управляющего Совета школы. Качество знаний и уровень обученности учеников класса в 2011-2012 учебном году был 87,5%. 4 ученицы не смогли справиться с углубленной программой обучения в 10 классе и вынуждены были сменить форму обучения.

На 2012-2013 учебный год мною разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 11 класса «Лестница успеха», которая является продолжением воспитательной системы «Открытие» для 5-10 класса. За основу взята одноименная программа составленная Хуснуллиной Венерой Александровной. Основная цель воспитания одиннадцатиклассников – создавать условия, способствовать тому, чтобы каждый обучающийся сумел почувствовать себя успешным, значимым и нашел свой путь дальнейшего саморазвития и самообразования.

Ученики моего класса социально активны. В совместных мероприятиях они стали дружными, сплоченными, ответственными. Вот некоторые направления их внеучебной деятельности:

- участие в митинге, посвященном празднованию Дня Победы 9 мая, который ежегодной проходит в нашем микрорайоне фабрики «Красный перевал» у памятника погибшим воинам-красноперевальцам;

- ежегодное благоустройство территории школы, участие в проведении субботников, работа по благоустройству площадки отдыха рядом со школой;

- посещение на дому учителей-ветеранов труда, проработавших в нашей  школе более 25 лет и ветеранов Великой Отечественной войны;

- участие во всех молодежных мероприятиях, который проходят в клубе «Красный Перевал», например участие в игре «Юный парламентарий», ток-шоу о наркотиках, алкоголе, ВИЧ инфекции и т.д.

- представление школьного самоуправления на городском уровне в Дворце Молодежи «Гигант»;

- подготовка и проведение школьных мероприятий: День Учителя, Новогодний бал, 8 Марта и т.д.;

- участие в районной игре «Зарница» и т.д.

13 человек из 14 выбрали в качестве ЕГЭ по выбору предмет «обществознание», 1 человек – историю. Сейчас ребята уже готовятся к успешной сдаче ЕГЭ.

Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, сами являются активными участниками различных школьных дел.

Регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости, поведением детей, но и знакомлю родителей с вопросами воспитания,  даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в нем положительных качеств.

 

10. Задачи профессиональной деятельности

 

И в заключении хочу сказать, что для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника и как классного руководителя, ставлю перед собой следующие задачи:

  • Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
  • Использовать дистанционные формы обучения школьников.
  • Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
  • Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
  • Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.