Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

2012-2013 учебный год

9 класс (doc)

ЗАДАНИЯ

1.По какому принципу образованы ряды?

1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.

 

2.Определите по изображению историческую личность (главу русского государства определенного периода) и назовите ее. Укажите век, в котором правил этот человек.

А  

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

В       

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

3.Определите, по какому принципу образован ряд? Заполните пробел в нём.

…, губной староста, воевода, губернатор.

 

4.Ознакомьтесь со статистической таблицей «Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.» и ответьте на вопрос: на какой период приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

в тыс.

в %

1863

3141,2

100

1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

5785,4

1444,7

34

183

1913

9894,5

4136,1

72

315

5.Прочитайте отрывок из документа и выполните задания:

     «А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых … годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать, и за собою не держать».

1) Что такое урочные года?

2) Назовите документ, отрывок из которого вы прочитали.

 

6.Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях нач. ХХ в.

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

1.Датой рождения партии считается публикация проекта ее программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10 В 1917 году эта партия не играла большой роли в политической жизни страны.

Октябристы

 

 

 

 

 

 

7.Реши историческую задачу.

Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли.

Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

 

8.Заполните пропуск в логическом ряду.

Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; освобождение Москвы Вторым народным ополчением, памятник К.Минину и князю Д.Пожарскому; […], Храм Христа Спасителя в Москве.

 

9.Соотнесите имена и произведения:

а) Д.И. Фонвизин                  1)“Путешествие из Петербурга в Москву”

б) Н.М. Карамзин                  2)“Бедная Лиза”

в) И.Т. Посошков                  3)“Недоросль”

г) М.И. Глинка                      4)“Жизнь за царя”

д) П.А. Федотов                    5)“Книга о скудости и богатстве”

                                               6)“Свежий кавалер”

 

10. Что из нижеперечисленного не относится к Ярославскому краю?

А) во время войны 1812 года в Ярославской губернии было собрано самое большое ополчение;

Б) здешние крестьяне платили самый большой оброк;

В) здесь располагалась самая большая в России текстильная мануфактура;

Г) из Ярославской губернии происходило самое большое количество владельцев и работников петербургских и московских трактиров;

Д) на территории Ярославского края был организован самый первый провинциальный музей.

 

11.Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите любое из этих высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.

  1. «В истории Руси Рюрик не делает никакой грани. Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева… в одно большое государство». (Б.Д. Греков).
  2. «Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н. Данилевский).
  3. «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси от… ига». (С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов).
  4. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).
  5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).
  6. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).
  7. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).
  8. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).
  9. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).
  10. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).
  11. «Для историка всегда останется Февраль – зачинатель и Октябрь – завершитель». (Г.П. Федотов).
  12. «Автономия была дарована таким народам, как марийский, как бы в обмен на поддержку Советской власти, политики большевиков». (К.Н. Сануков).
  13. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. «покрывал нашу политику позором, не обеспечивая действительной военной безопасности». (Е.В. Гутнова).
  14. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)
  15. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов).