Познавательная деятельность человека.
Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации и прогнозирования событий, для планирования и реализации деятельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.
Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления.
Ощущение - процесс воздействия реальных объектов на органы чувств.
Восприятие - процесс складывания целостного образа предмета, в совокупности его признаков. Исходными элементами этого образа являются ощущения.
Представление - Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.
Понятие - форма мысли, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках.
Суждение - Форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что –либо.
Умозаключение - форма мысли, логически связывающая несколько суждений
Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты. В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии.
Особенности познания как деятельности
Линия сравнения |
Познавательная деятельность |
Производственная деятельность |
Цель |
Узнать строение вещества, его свойства, распространенность в природе, соединения с другими веществами. |
Добывать это полезное ископаемое для производственных нужд |
средства |
Изучение предмета методами ряда наук: химии, геологии, географии |
Производственная добыча с помощью машин и др технических средств |
Результат |
Знание о предмете |
Выданные «на гора» тонны угля. |