Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

Владение современными образовательными технологиями

Владение современными образовательными технологиями и методиками,

эффективность их применения

 

Одно из главных направлений в этой области – формирование у обучающихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с помощью разнообразных технологий и методик обучения.

Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». И с самых первых дней работы в школе, я поняла, что это действительно так. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи учител должен переходить на развитие ключевых  компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития его личности.

Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Приведу несколько примеров из собственного опыта. Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является  исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо:

  • научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция);
  • работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция);
  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция);
  • кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);
  • учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция);
  • ребёнок, выполняя работу над собственным или групповым  проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования);

 

Также одним из условий формирования учебно-познавательной компетенции является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных или игровых. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Приведу некоторые примеры методик, которые я использую в практике своей работы.

1) На уроках  в старших классах практикую лекции-дискуссии, и ставлю следующие цели и задачи в обучении ребят:

  • развитие креативного мышления;
  • активизация процесса принятия материала;
  • умение составления теста или ключевых задач проблемного характера;

2) В качестве итоговых работ в конеце изучения больших тем, разделов практикую игры, особенно в 5-8 классах. Например класс разбивается на 3-4 команды, которые соревнуются между собой, выполняя задания различной сложности.

3) Между изложением логических разделов параграфа организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляю в зависимости от контингента класса. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что очень важно для формирования социальной компетенции. А временные затраты оправдывают развитие креативности.

4) В последнее время работаю над внедрением в учебный процесс  деловых игр и уроков -  ролевых игр. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися  учебно-познавательной компетентностью. Но это требует очень сильной подготовки учеников и сильной мотивации.

5) Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут», которые также использую в старших классах.

 «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, цели данной технологии:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
  • обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;
  • ;владение устным общением;

6) Интересные методики «Слет специалистов» или «Конференция государств». По этим технологиям проводила уроки в старших классах по теме «Формирование политических партий в России начала XX века», «Выборы в современно России», "Съезд государств накануне Первой Мировой войны», «Конференция государств XVI-XVII веков».  Целью этой методики  активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени: нужно было составить  презентацию по своей проблеме и предложить ряд мероприятий по выходу из неё. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь.      

Каждая научная группа состоит из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с той проблемой,  которая в данном научном коллективе разработана более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На слете выступают представители научных групп: теоретик и экспериментатор.

Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает тест, при выполнении которого учащимся нужно было применить научные исследования всех групп.

 

Еще одно направление в моей педагогической работе – это применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, как способ достижения высокого качества образования. В этой области я остановилась, прежде всего, на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется тем, что этот пакет распространен и унифицирован, доступен как учителю, так и ученику. Почти вся моя работа в 5-11 классах сопровождается презентациями, созданными в этой программе. Это с одной стороны упрощает подачу материала на уроке, а с другой стороны расширяет познавательные возможности учеников, повышает их мотивацию к изучению истории и обществознания.

Следует также отметить, что в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. И данную задачу дольно успешно можно решить, применяя ИКТ на уроках. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.

Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа - и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

  • обычная иллюстрация;
  • использование анимации в слайдах;
  • использование мультимедиа;

ИКТ применяю на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий даёт возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Учащиеся, владеющие информационными технологиями на более высоком уровне готовят к урокам  хорошие презентации в программе Microsoft Office Power Point

Для подготовки учащихся к ЕГЭ использую собственные цифровые ресурсы,  которые содержат большой выбор проверочных тестов и служат в качестве тренажёров для выпускников.    При подготовке уроков с применением ИКТ большую помощь оказывают Интернет-ресурсы.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. 

 

 

Кроме того в своей работе применяю все основные формы преподавания истории  и обществознания:

-аудиторные или фронтальные (более привычный термин, хотя и не совсем удачный) – преподаватель находится перед группой обучаемых,

-индивидуальные - выполнение заданий каждым учащимся самостоятельно,

-групповые – работа в малых группах,

-командные - вся группа учащихся может вместе с преподавателем объединиться в команду для обсуждения и выполнения поставленной задачи.

 

Помимо указанных выше использую следующие методики преподавания:

1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации на уроках обществознания)

2. Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы); тестовые оценочные вопросы, выделение проблем, рефлексия, оценивание.

3. Исследовательские или поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования) - экспериментальные (лабораторные, практические)

4. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление); одно событие или понятие ассоциируется с другим в результате имеющегося опыта.

5. Аналитические или теоретические (критическое мышление – дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному).

6. Визуально-графические (рассмотрение графиков, схем, изучение таблиц, просмотр видеофильмов и т.п.).

Разнообразные технологии и методики я включаю на различных этапах урока. Уроки провожу в соответствии со следующие типологией в зависимости от дидактической цели:

P      урок ознакомления с новым материалом;

P      урок закрепления изученного;

P      урок применения знаний и умений;

P      урок обобщения и систематизации знаний;

P      урок проверки и коррекции знаний и умений;

P      комбинированный урок.

 

Применение подобных форм и методов в своей работе позволило мне добиться определенных устойчивых результатов. За 2 предыдущих года:

  • наблюдается позитивные результаты - умения добывать дополнительные знания по истории и обществознанию  увеличился;
  • проявляются устойчивые навыки целенаправленной роботы с исторической и обществоведческой информацией;
  • возрос интерес к истории России и собственной семьи
  • появилось желание разобраться в сложных исторических и социальных процессах;
  • наблюдается рост числа желающих принимать участие в проектно-исследовательской работе.

 

Общим результатом моей работы является положительная динамика качества знаний, умений и навыков по истории и обществознанию в течение последних лет. Уровень успеваемости по истории и обществознанию составляет 100%; процент качества колеблется от 50 до 90 %