Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

  Дворянская усадьба - феномен русской культуры

XVIII-XIX веков

5158259_vid_pomeshichego_doma_s_sadom (700x510, 127Kb)

Неизв. худ. Вид помещичьего дома с садом. 1830-е.

Усадьба по словарю Даля - это "господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим". Понятие это утвердилось в русском языке и в жизни только в XVIII столетии. А до этого говорили: поместье. Впрочем, термин этот продолжал свою жизнь вплоть до ХХ века. Он означал пожизненное владение землей с крестьянами, которыми царь награждал бояр и дворян за воинскую и государственную службу.

 5158259_vid_ysadbi_v_okrestn_moskvi (458x700, 322Kb)

Неизв худ. Вид усадьбы в окрестностях Москвы. Середина XVIII века. Гравюра. Фрагмент.

Отправляясь в деревню по собственной воле или по велению государя, человек хотел  там жить точно так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр. Если не хватало крепостных для создания труппы, то играли сами, приглашая молодых барчуков из соседних поместий. Чтобы была собственная типография, где можно печатать свои ученые и поэтические труды. (Впрочем, для обустройства типографии требовались немалые деньги). Чтобы были балы и приемы. Может, не столь пышные, как в столице, но тем не менее обязательные. 

 5158259_vid_zagodnogo_yveselit_doma (700x424, 87Kb)

П. Де Штелин. Вид загородного увеселительного дома графа Строганова. 1768. Гравюра.

Для исполнения подобных желаний в усадьбе всегда были люди тех профессий, что окружали владельца прежде: собственные архитекторы, живописцы, резчики по дереву, артисты, музыканты, даже создатели музыкальных инструментов. Все они набирались среди крепостных и обучались в городах у профессионалов. Самые талантливые навсегда вошли в историю русской культуры: архитекторы Федор и Павел Аргуновы, художники Иван и Николай Аргуновы, Василий Садовников;  создатель великолепных скрипок, виолончелей и гитар Иван Батов и многие, многие другие.

 5158259_Interer_domashnego_teatra (700x477, 165Kb)

 Василий Садовников (1800-1879). Интерьер домашнего театра
Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями  совпадает со второй половиной XVIII - первой четвертью XIX века. Он начинается с Указа о вольности дворянской и завершается  через несколько лет после казни декабристов. Екатерина II всячески поощряла развитие усадеб. В них она совершенно справедливо видела опору империи на местах и своеобразные центры просвещения.

 5158259_Dvorec_v_Marine (700x525, 328Kb)  Дворец в Марьине. Картина неизвестного крепостного художника. 1816. 

Переезд в усадьбу - переселение в мир природы, который неизбежно навевает думы об, увы, быстротечности человеческой жизни, погружение в чудный мир воспоминаний о проведенном здесь детстве или предыдущих посещениях уютного дома, располагающего  к лени и раздумьям.

 5158259_v_komnatah (700x530, 105Kb) К. Зеленцов. В комнатах.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

(А. С, Пушкин)

 Стоит только миновать ворота усадьбы и направиться по тенистой аллее к родовому гнезду, "на крыльце барина уже поджидают старые слуги, камердинеры, ключницы. Они хранители  прошедших лет. Но хозяин уже спешит в свой кабинет. Этот по словам поэта  А. Фета, "приют труда и вдохновенья". 

 5158259_kabinet_neizv_hyd (700x433, 65Kb)

Неизв. худ. Кабинет в неизвестном особняке. 1850-е.

Как считают историки, на протяжении XVIII и начала XIX века кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал еще и к непарадным, приватным комнатам. И обстановка его была достаточно строгой.

В кабинете хозяина хранились и прославленные усадебные библиотеки. Сначала это были книги необходимые, "рабочие": календари, где всегда были полезные для хозяйства советы, журнал "Экономический магазин" по многочисленным вопросам ведения  хозяйства усадьбы.

 5158259_interer_gostinoi (700x482, 136Kb)

Неизв. худ. середины XIX века. Интерьер гостиной.

На одном этаже с кабинетом размещались спальни. По европейской моде - отдельно хозяина, хозяйки и детей. А позже в некоторых усадьбах появились и "парадные спальни", которыми не пользовались, но их пышное убранство свидетельствовало о знатности и благосостоянии  владельцев усадьбы.

5158259_v_komnatah_gostinaya_s_kolonnami (700x416, 86Kb)
К. Зеленцов. В комнатах. Гостиная с колоннами.

О вкусах хозяев, их культуре и воспитании судили по убранству анфилады парадных залов, главным из которых была большая гостиная. В начале XIX века меняется само предназначение гостиных. Если раньше они служили для официальных приемов  или торжественных церемоний, то теперь они все больше обретают романтический характер. В гостиной появляется рояль, здесь устраивают семейное чтение новых французских романов, обмениваются новостями и сплетнями.

 Второй по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Веселые и шумные трапезы длились долго. На Руси любили вкусно и обильно поесть. И чем изысканнее и многообразнее по числу блюд  был обед, тем большую славу обретал хозяин. 

 5158259_Stolovaya_v_ysadbe_OsipovihVylf_ (700x520, 121Kb)

Худ. Ольга Ивлева. Столовая в усадьбе Осиповых-Вульф.

В жаркие летние дни столы обычно накрывали в павильоне усадебного парка, рядом с которым играл оркестр из крепостных. Собственные оркестры были почти столь же обязательны, как наличие в усадьбе библиотеки, портретной галереи и красивого пейзажного парка с галереями из деревьев разного рода, беседками, гротами...  

 5158259_Chaepitie_v_sady (700x664, 77Kb)

Владимир Первунинский. Чаепитие в саду

К середине XIX века усадебная жизнь начала хиреть. Нарождающиеся будущие финансисты и промышленники скупали старые поместья и безжалостно вырубали сады и парки. И лишь в отдельных случаях старые барские усадьбы попадали в руки просвещенных, талантливых предпринимателей и обретали новую жизнь.

 
Ю. М. Овсянников
"Картины русского быта"