Самостоятельная работа по теме "Многовариантность общественного развития"
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4)преобладание частной формы собственности
A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A3 . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
A4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
A5. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности
2)обрабатывающей промышленности
3)сельского хозяйства
4)информации и информационных технологий
A6. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий
2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений
4)интенсивное развитие информационных технологий
A7. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
1) революционный характер перемен
2) скачкообразность
3) насильственные методы
4) постепенность
А9. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
1) эволюции человека как гармонично развитой личности
2) улучшении нравов
3) развитии науки и разума
4) росте идеалов истины и справедливости
Часть В
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».
Ответ: _____________________________________________
В2. Вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена ... труда машинным, мануфактуры фабрикой».
Ответ: ___________________________________
В3. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
1) Возникновение государства
2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) Изменение климата на планете
4) Формирование наций
5) Способность человека к чувственному познанию
6) Традиции и обычаи
7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
В4. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на пять общественно-экономических формаций. Найдите в приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под которыми они были последовательно указаны К.Марксом:
1) капиталистическая
2) феодальная
3) первобытно-общинная
4) рабовладельческая
5) коммунистическая (социализм является её первой фазой).
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
В5. Назовите понятие, соответствующее определению.
__________________ - это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.
С1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…
Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…
Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»
1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
3) Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.
4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».