Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории
2013-2014 учебный год
7 класс 50 минут ЗАДАНИЯ (максимально 41 балл) Скачать в формате doc
Задание 1 (1 балл за каждый верный ответ, максимально – 5 баллов).Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу.
1.1.Древнейшие ворота московской крепости, сохранившие своё название – Боровицкие |
1.2.Икона, привезённая А. Боголюбским на Русь, получила название Донской. |
1.3.Ордынский выход – это налог на вывоз товаров из Орды. |
1.4.Самая обширная по территории земля среди всех русских земель в период раздробленности – Новгородская. |
1.5.При Иване III к Москве было присоединено Казанское ханство. |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
|
|
|
|
|
Задание 2. Установите соответствие между историческими событиями и годами, когда эти события происходили. (4 балла)
1. |
Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня.
|
А. Б. В. Г. |
1237 год 1242 год 1497 год 1147 год |
||||||||
2. |
Позади остался дом И тепло людское – Впереди сверкало льдом Озеро Чудское.
|
Д. |
1328 год
Ответ: |
||||||||
3. |
В этот памятный год Москвичи неспроста Дали прозвище князю: Иван Калита.
|
|
|||||||||
4. |
Объединились города, Был на Руси Иваном третьим Введён судебник для суда. |
Задание 3. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (9 баллов):
Соотношение сил сторон в ходе битвы на р. Калка 31 мая 1223 г.
Участники сражения: |
Численность воинов (пехота, конница) к началу сражения (в тысячах) |
Потери в абсолютных величинах (в тысячах) |
Потери (в процентах) |
Союзники, в т. ч.: |
|||
Руссы |
103 |
90 |
90 % |
Половцы |
20–25 |
20–25 |
90–95 % |
Монголо-татары |
30 |
7–10 |
25–30 % |
3.1. Исходя из данных таблиц, сравните общую численность войск сторон. Было ли у союзников, по Вашему мнению, значительное превосходство и в пехоте и в коннице? Свой ответ обоснуйте.
3.2. Как Вы можете объяснить (не менее 3-х причин) столь несоизмеримые потери сторон?
3.3. Назовите 3 последствия этого поражения для Руси.
Задание 4. В истории существуют также поговорки. Объясните значение некоторых из них, а также объясните, с какими событиями связано их возникновение (4 балла):
4.1. «Радимичи Волчьего хвоста бегают» 4.2. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
Задание 5 (1 балл за каждый правильный ответ, максимально – 2 балла). Определите, о ком идет речь?
5.1. «Свое прозвище получил за стремление «протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве».
5.2. «Первым присвоил себе титул Великого князя владимирского. Уже при жизни он начал выделять уделы сыновьям (сыновей было много). После его смерти единое Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько удельных».
Задание 6 (1 балл за каждое правильно установленное соответствие, максимум – 6 баллов). Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Учтите, что одно из понятий лишнее. А) вече Б)князь В) феодальная раздробленность Г)феодальный Д) Русь Ж) родо-племенной Е)феодальная республика
К IX в. на Руси завершался процесс разрушения (1)________ строя. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2)________. Верховная власть в нём принадлежала (3)________. В начале XII в. был узаконен новый лозунг: "каждый держит отчину свою". Это знаменовало начало (4)_________. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5)______. Верховная власть в этих двух городах принадлежала (6)________.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Задание 7 (1 балл). В Китае официальный минимум равен 1500, для рабочих – 2000, для окончивших школу – 4000. А вот чего?
Задание 8. (1 балл) Однажды английский король Георг II лег спать вечером 4 октября и проснулся только утром 15 октября. Его врачей и никого из его окружения это не беспокоило, возможно потому, что всем был известен подобный случай с французским королем Генрихом III, который заснул 9 декабря, а проснулся 20 декабря. Что произошло со спящими королями?
Задание 9 (максимально 6 баллов). Прочтите текст и ответьте на вопросы. Из Симеоновской летописи
«Князь же великий поставил войско на … озере…, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на … озере; было тех и других большое множество. Был же тут с (князем) и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у (князя) множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов мечей, так что лед на замерзшем озере надломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду…, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие бежали тяжело раненными»
9.1. Назовите битву, когда она произошла (1 балл) и имя князя (1 балл).
9.2. Какие действия были предприняты князем для отражения нападения? (1 балл) Чем завершилась битва? (1 балл)
9.3. Вспомните, в чем состояло историческое значение указанного факта (1 балл).
9.4. Сколько лет к 2013 году прошло со дня смерти данного князя? (1 балл).
Задание 10 (максимально 3 балла, по 1 баллу за каждую правильную позицию).
10.1. Как называется данный памятник?