Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

Контрольная работе по теме "Социальные отношения"

Cкачать в формате word

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 1

Часть А

А1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие      2) партия        3) предприятие         4) армия

А2.  Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот  пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности         2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации                                 4) социальной адаптации

А3.  Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

1) верно только А            2) верно только Б             3) верно и А, и Б       4) оба суждения неверны

А4.  Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде­ление

А5. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивание политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

4) создании новых производств

А6.  Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А7.  Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1) главенствующее положение отца семейства    2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами              4) активное участие женщин  в общественном производстве

А 8. Социальная группа, члены которой   обладают правами и обя­занностями,   передающимися по наследству

1) нация          2) сословие           3) класс             4) номенклатура

А9.  Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

2) правовые нормы не существуют в писаной форме

3) нравственные нормы отражают представления о добре  и зле

4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

А10.  Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

А11.  Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку        2) этническому признаку        3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А12. Отклоняющееся поведение всегда

1) наносит ущерб обществу         2) причиняет вред личности        3) нарушает нормы права

4) не соответствует социальным нормам

Часть В

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

Ответ: ______________________________

В2 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

       Религия, государство, образование, абитуриенты, семья, производство, друзья.

В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам            2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда                4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга                                       6) семейное предпринимательство

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер     Б) характер оценочных суждений     В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

В5.   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 «Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______            (2), недостаточны и часто про­тиворечивы.  На восприятие  полов    существенно  влияют распространенные  ________(3).   Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно  приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

             Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени­тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

       Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование   Б) различие  В) труд  Г) общение  Д) учение  Е) стереотип   Ж) роль   3) статус   И) группа

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.                                                                                                                                                         

 Л. Туроу

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст  источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)

4  « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта  с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса  - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

 

 

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 2

А1. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль­зования властью — это признаки

1) этноса     2) нации            3) расы            4) класса

А2.  Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом  2) социальной мобильностью   3) социальной нормой     4) социальным порядком

А3.  Выберите правильное утверждение

1) в истории общества существовали разные виды семьи

2) семейные отношения нормами права не регулируются

3) современная семья включает всех родственников

4) семейные отношения нормами морали не регулируются

А4.  К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России    2) людей либеральных взглядов    3) женщин Москвы    4) бригаду рабочих

А5.  Восходящей вертикальной социальной мобильности относит­ся

1)  повышение по службе     2) занятие предпринимательской деятельностью    3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А6.  Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы     2) моральные нормы       3) социальные нормы         4) обычаи и традиции

А7.  Один из признаков нации —

1) наличие конституции   2) общность исторического пути   3) единое гражданство   4) общность идеологии

А8.  Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности           2) вертикальной социальной мобильности                

3) социальной стратификации                                   4) социальной адаптации

А9.  Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные       2) правовые            3) эстетические           4) религиозные

А10.  Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле­ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен­ностью, — это

1) род          2) сословие              3) семья            4) элита

А11.  Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам  

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде­ление

А12.  Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

1) экономическая    2) досуговая     3) эмоционально-психологическая     4) социально-статусная

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

 
   

      Ответ: _________________________

В2.  Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

       Православные, ревизионисты, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

      Ответ _____________________________

В3.  Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны и запишите в порядке возрастания.

         1) принадлежность к определенной социальной группе

         2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

         3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

         4) связь с традиционной национальной культурой

         5) адресованность самым различным слоям населения

     Ответ _____________

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер     Б) характер оценочных суждений     В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

В5.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______          (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______           (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

       Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

     А) санкция                      Г) идеал                       Ж) правило                  К) развитие

     Б) группы                       Д) контроль                  З) управление

     В) интеграция                Е) эталон                      И) стабильность

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан­ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж­дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

       

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.                                                                                                                                                         

 Л. Туроу

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст  источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)

4  « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта  с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса  - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

 

 Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 3

А1 . Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах              2) способностях               3) темпераменте            4) духовных запросах

А2. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме­ждународных договорах,  политических принципах, мо­ральных нормах.

1) верно только А      2) верно только Б        3) верно и А, и Б             4) оба суждения неверны

А3.  К функциям семьи относится

1) социализация личности                                            2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования    4) определение размеров коммунальных платежей

А4.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер­риториальному) признаку, относится

1) народность     2) нация           3) горожане               4) класс

А5.  Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются     -

1) обычаями           2) моральными нормами          3) эстетическими нормами         4) традициями

А6.  Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие     самоконтроля.

Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

1) верно только А            2) верно только Б         3) верно и А, и Б              4) оба суждения неверны

А7.  Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры

Б. Преодолению национальной ограниченности

1) верно только А     2) верно только Б          3) верно и А, и Б            4) оба суждения неверны

А8.  Тот факт, что представители разных социальных слоев полу­чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую        2) политическую         3) профессиональную       4) демографическую

А9.  Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю­щегося поведения?

1) следование моде      2) конформизм         3) преступление           4) коллекционирование марок

А10.  Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А12.  Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью      2) общностью быта            3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

Часть В

В 1. Запишите слово пропущенное в схеме

     Ответ: ________________________

В2.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

       Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

      Ответ _____________________________

В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам            2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда                4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга                                       6) семейное предпринимательство

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер     Б) характер оценочных суждений     В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

В5.   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 «Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______            (2), недостаточны и часто про­тиворечивы.  На восприятие  полов    существенно  влияют распространенные  ________(3).   Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно  приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

             Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени­тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

       Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование   Б) различие  В) труд  Г) общение  Д) учение  Е) стереотип   Ж) роль   3) статус   И) группа

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.                                                                                                                                                        

 Л. Туроу

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст  источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)

4  « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность – это результат конфликта  с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса  - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)