Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделитесь с друзьями:

Проголосуй за наш сайт

Группа HistoriчкаГруппа HistoriчкаОбязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!


Дорогие друзья, поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ


Яндекс.Метрика

Полезные сайты:

История России с древнейших времен до наших дней

История России


Учительский портал

"Я не видел войны,

я смотрел только фильм,

Но я сделаю всё непременно,

Чтобы весь этот мир оставался таким

И не звался потом довоенным."

О. Митяев

«Их именами названы улицы Ярославля»

Александр Иванович Балашов

В ярославской областной газете «Северный рабочий» за 25 апреля 1984 года помещена небольшая заметка «Имени героя». В ней сообщалось, что в поселке текстильщиков ярославской фабрики «Красный перевал» на улице, носящей имя земляка – Героя Советского Союза А.И.Балашова, открыта мемориальная доска. Торжество было приурочено к 50-летию постановления ЦИК СССР об установлении высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза, а также к 45-й годовщине подвига Александра Ивановича.

Норская слобода, расположенная на правом невысоком берегу Волги в 12 километрах выше Ярославля, когда-то была собственностью московского великого князя. В конце 70-х годов XVIII столетия екатерининский вельможа А.П. Мельгунов, которому было поручено образовать Ярославскую губернию, после посещения Норской слободы сделал заключение, что «пристойнее сему месту быть приписанному к Ярославскому уезду в качестве посада». В марте 1860 года здесь состоялось открытие льнопрядильной фабрики, построенной московскими купцами братьями Хлудовыми и другими учредителями Товарищества Норской мануфактуры льняных изделий. Это предприятие, несколько раз перестроенное и реконструированное, существует и сегодня. В советское время оно называлось просто фабрика «Красный перевал», сегодня носит более длинное имя «Открытое акционерное общество фабрика «Красный перевал».

Мы неслучайно столько слов посвятили истории Норского и «Красного перевала». Жизнь нескольких поколений династии Балашовых, насколько они помнят, была связана с этим населенным пунктом. Дальние их предки занимались рыболовством – вылавливали в Волге осетров, севрюг, стерлядей, белуг, чтобы исправно платить так называемый «рыбный оброк» московским государям. Когда рыбные запасы в Волге «оскудели» из-за хищнических способов ловли и алчности ловцов, стали работать на льнопрядильной фабрике.

В потомственной семье ткачей Норской мануфактуры у Ивана Капитоновича и Марии Кузьминичны Балашовых 31 марта 1905 года родился первенец Александр. Первый пловец в поселке (легко переплывал Волгу туда и обратно), заядлый футболист (такие красивые голы умел забивать, что зрители только диву давались), въедливый книголюб (всю библиотеку в местном Доме культуры перечитал), красивый внешне (спортивная фигура, высокий рост, густая копна черных волос на голове), Александр был гордостью семьи. И никто не сомневался, что он унаследует профессию отца.

 

Так оно и получилось сначала. В 15 лет, закончив семилетку, он начал самостоятельную жизнь. Поступил на «Красный перевал», поступил в комсомол, был выбран секретарем волостной ячейки, занимал ряд постов на руководящей комсомольской работе, был секретарем комитета ВЛКСМ фабрики «Красный перевал». В 20 лет его приняли в ряды коммунистической партии. В 1925 году окончил губернскую советскую партийную школу. Был секретарём комитета комсомола фабрики «Красный перевал». С июня 1926 года до декабря 1927 года заведовал агитационным отделом Ярославского уездного комитета комсомола, работал инструктором уездного комитета партии. А через 2 года Александра призвали в армию – в артиллерию на 1 год (1927—1929) в артиллерийский полк 24-ой стрелковой дивизии г. Винница. Сдал экзамены и получил звание командира взвода запаса.

 

Демобилизовавшись и вернувшись в родное Норское, не захотел идти ни на «Красный перевал» («Работа там для женщин, а не для мужчин», – сказал он), ни в уездный комитет партии, где, по его мнению, «слишком много с бумажками возиться приходится». Решил начать свою рабочую карьеру заново – поступил на лакокрасочный завод «Победа рабочих». На заводе для ликвидации неграмотности и повышения технических знаний был создан комбинат рабочего образования, а для подготовки среднего звена руководителей — химический техникум. Александр поступает на завод, осваивает профессию штамповщика, оканчивает техникум с отличием, готовится к сдаче экзаменом в технический институт. В январе 1938 года назначается начальником специального цеха. Таким образом, из простого рабочего он вырос до начальника специального цеха с образованием. Но жизнь готовила ему ещё больший сюрприз.

И вот новый зигзаг. Узнал о наборе курсантов в Сталинградскую летную школу, и нестерпимо захотелось ему взлететь в небо.

– Сын, тебе ведь уже 26 лет. Пора выбрать что-то одно, – увещевал Александра отец. – Сколько же будет таких зигзагов в твоей жизни? Ни в чем не достигнешь вершины, если будешь все время метаться от одного дела к другому...

– Где и достигать вершины, если не в летном деле! – смеялся в ответ сын.

И добился своего: В 1931 году райвоенкомат производит набор в военные училища. Александр Иванович написал рапорт на имя военного комиссара о направлении в лётное училище. Прошел медицинскую комиссию и был признан годным к лётной работе и направлен в 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Быстро пролетели два года учебы, тренировок в военно-авиационной школе летчиков. Выпустили в звании лейтенанта и направили в Забайкальский военный округ  на охрану восточных рубежей нашей страны в 117 отдельный истребительный авиаотряд г. Люберцы. В промежутках между полетами сдавал экзамены и зачеты в Военно-воздушной академии и штурманского состава ВВС, однако закончить ее не успел.

 

Его назначают командиром звена, затем командиром отряда 29-ой авиаэскадрильей.

Перед военными событиями в марте 1938 года он становится командиром эскадрильи 22 истребительного авиационного полка 23-ей авиабригады.

 

К лету 1939 года была развёрнута 6-ая японская армия численностью до 75 тысяч военнослужащих в районе реки Халхин -Гол. Предстоящая операция, по расчетам японского командования, должна была завершиться в первой половине июля. Японское командование было настолько уверено в победе, рассказывает Г.К. Жуков, назначенный командиром базировавшегося в этом районе 57-го особого корпуса, впоследствии прославленный полководец Великой Отечественной войны, что даже пригласило в район боевых действий некоторых иностранных корреспондентов и военных атташе наблюдать предстоящие победные действия. В их числе были корреспонденты и военные атташе гитлеровской Германии и фашистской Италии.

Однако активные действия наших летчиков сорвали планы японских самураев. Советско-монгольские войска были сведены в 1-ую армейскую группу численностью 57 тысяч человек.

11 мая 1939 командир эскадрильи Александр Балашов получил боевое задание, сбив в воздухе три вражеских самолёта.

 

Почти 2 месяца водил соколов в бой командир Балашов, личным геройством и отвагой вдохновлял лётчиков на подвиги. В иные дни приходилось делать 8-10 вылетов. 28 мая 1939 в воздушном бою летчик был ранен в голову.

 

Монгольское правительство наградило нашего земляка орденом Боевого Красного Знамени.

 

Несмотря на ранение в голову, Балашов вернулся в полк. И совершил свой последний шестой вылет против врага. Это произошло 10 июля 1939 г.

 

…Острая нетерпимая боль вдруг пронзила командира. В глазах потемнело, замелькали разноцветные искры… Он почувствовал, как набухает кровью комбинезон. Штурвал задрожал в руках, а в глазах поплыли желтые круги... Поняв, что ранен очень тяжело, возможно смертельно и может потерять сознание, Александр Иванович, собрав последние силы, повел самолет к земле. Спасти машину, спасти машину... – билась в мозгу одна мысль.

Смертельно раненый пилот, собрав остаток сил, посадил самолет среди бескрайней выжженной степи. С трудом он вылез из кабины и лег под крыло самолёта, спрятавшись от палящих лучей солнца. Сразу поетярл сознание.

Далеко в стороне раздавались пулеметные очереди – боевые друзья продолжали воздушный бой.

 

К вечеру прорвавшиеся советские танкисты обнаружили Александра. Он потерял много крови, но был ещё жив. 80 километров танкисты перевязали раненого пилота, осторожно везли его по бездорожью до ближайшего медпункта в течение 5 часов, но спасти героя не удалось. 13 июля жизнь героя оборвалась.

 

Александр Иванович Балашов похоронен в братской могиле на месте боев — в монгольском городе Чойбалсан.

 

Извещая жену летчика Антонину Константиновну Чернявскую, командир полка и военком писали: «он погиб, как герой, в бою против врага нашего великого народа. Его подвиги, вся его героическая жизнь вдохновляли и вдохновляют нас на борьбу, на новые подвиги. Сейчас враг наголову разбит, и в эту победу немалую долю ума и сердца вложил ваш Александр Иванович Балашов. Мы им гордимся».

 

29 августа 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Александру Ивановичу Балашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.


В сентябре 1949 г. по решению Ярославского горисполкома именем героя в поселке Норское названа была улица и установлена мемориальная доска на доме 8А.

 

Звание Героя Советского Союза

Звание Героя Советского Союза – высшая степень отличия. Оно было установлено 16 апреля 1934 года. Положение о звании Героя Советского Союза было впервые учреждено от 29 июля 1936 года. Оно вводило порядок вручения Героям Советского Союза ордена Ленина – высшей награды СССР – помимо грамоты ЦИК.

Несколько позже 1 августа 1939 года учреждена медаль «Золотая Звезда», которая вручалась Героям Советского Союза. Звание Героя Советского Союза – первая в мире награда такого рода. Хотя в некоторых странах имелось понятие "национальный герой", но оно не являлось официальной наградой. Высшая степень отличия СССР – звание Героя Советского Союза – присваивается за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига.

Медаль "Золотая Звезда" (автор-художник И.И. Дубасов) изготавливалась из золота и имела форму пятиконечной звезды с лучами длиной 15 мм. С лицевой стороны лучи звезды двугранные полированные. Оборотная сторона медали гладкая, окантованная выпуклым ободком, с надписью выпуклыми буквами "Герой СССР" и номером медали. На верхнем луче медали имеется ушко для прикрепления с помощью кольца к позолоченной прямоугольной колодке, обтянутой красной муаровой (шелковой) лентой. Вес медали – 21.5 г.

Звание Героя Советского Союза было учреждено в те дни, когда весь мир следил за ходом спасения экипажа и научного персонала ледокольного парохода "Челюскин", раздавленного льдами Северного Ледовитого океана. Через четыре дня 20 апреля 1934 года, после учреждения, оно было присвоено семи летчикам: шесть из них - А.В. Ляпидевский, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев – вывезли челюскинцев из их ледового лагеря, седьмой – С.А. Леваневский – принимал участие в экспедиции спасения. Все они получили особые грамоты ЦИК. Кроме того, им были вручены ордена Ленина, что не было предусмотрено Постановлением об учреждении звания Героя Советского Союза. Все последующие Герои также получали ордена Ленина, но законодательно выдачу орденов Ленина закрепили только при издании Положения о звании Героя в 1936 г.